Версия для слабовидящих

Экскурсия в библиотеку. Правила пользования библиотекой

Цели:

  • Сформировать и закрепить первичные навыки самообслуживания в условиях школьной библиотеки.
  • Прививать умение самостоятельно ориентироваться в мире книг.
  • Ознакомить детей с правилами поведения в библиотеке.

 

Оборудование:

Выставка книг «Вам, первоклассники», мультимедиапроектор, экран.

 

Библиотекарь: 

«Здравствуйте дети!  Есть такой дом на свете, в котором собраны для вас путеводители по жизни. Дом этот большой или маленький, но всегда удивительный, называется он «библиотекой. Позвольте представить моих помощников: мальчик - Читай-ка и очень умный и начитанный Совенок, они сегодня будут помогать мне. «Библио» по-гречески – книга, а «тека» - хранилище.

         - А знаете, сколько лет существует в мире библиотека?  (выслушать предположительные ответы)

-  Почти 5 тысяч лет! Это 50 раз по сто лет!

Еще бумагу не изобрели, а библиотеки уже были. Что же в них хранили?  (ответы детей)

- Книги!»

- А зачем нужно читать книги? (ответы детей)

 

Мальчик - Читай-ка:

«Молодцы, ребята! Я убедился, что вы хотите стать умными, хотите много узнать нового. Давайте послушаем стихотворение В. Берестова «Кто чему научится!»

Чему первым делом научится кошка?

- Хватать!

Чему первым делом научится птица?

- Летать!

Чему первым делом научится школьник?

- Читать!

Котенок вырастет кошкой,

Такой же, как все на свете.

Птенец превратится в птицу,

Такую ж, как все на свете.

А дети читают,

А дети мечтают.

И даже их папы и мамы не знают

Кем станут, кем вырастут дети!


Библиотекарь:

Итак, библиотека – это дом книги.

  • В библиотеке очень много книг, журналов и все это называется книжным фондом.
  • Для того, чтобы мы могли быстро найти нужную книгу, она должна стоять на своем месте. Другими словами можно сказать, что каждая книга имеет свой дом и свою квартиру.
  • В нашей библиотеке есть два отделения: абонемент и читальный зал. Давайте совершим небольшое путешествие на абонемент. В библиотеке оно означает место, где выдают книги на дом.

(библиотекарь рассказывает как расставлены книги, что такое

читательский формуляр, запись книги в ч.ф., возврат книги)

 

Совенок:

А сейчас детишки-ребятишки я проведу с вами игру «Правильно подберите ответ». Тема: правила пользования абонементом».  Например: абонемент – это……, а вы выбираете правильный ответ из трех предлагаемых вам ответов.

Абонемент – это

  • игровая комната
  • место для занятия спортом
  • место, где выдают книги на дом

После того, как книга выбрана читателем, ее записывают

  • в дневник
  • в учебник
  • в читательский формуляр

После того, как книга прочитана

  • ее оставляют дома
  • дарят другу
  • возвращают в библиотеку

Молодцы детишки-ребятишки! Я запомнил, кто из вас был самый активный!

Мальчик - Читай-ка   выразительно читает стихотворение

Есть страна чудесная на свете,

Ее Библиотекою зовут.

Сюда приходят взрослые и дети,

Потому что книги здесь живут.

Но в стране большой библиотеке

Правила особенные есть:

Знать вам обязательно их нужно,

Этих правил, я скажу вам, шесть.

Как войдешь в страну Библиотеку,

Поздороваться со всеми не забудь.

И веди себя достойно и спокойно,

Вежливым и тихим, друг мой, будь!

Ясно, четко, кратко, быстро

Автора и книгу назови.

И когда получишь то, что нужно,

Вежливо «спасибо» ты скажи.

Возвращай полученную книгу

Обязательно в указанный в ней срок,

Чтобы эту книгу без проблемы

Прочитать другой ребенок смог.

Если эти правила, ребята,

Будете вы строго выполнять,

То тогда страна Библиотека,

Будет рада вас всегда принять!

 

Совенок:

Детишки-ребятишки, я предлагаю провести игру «Веселые мартышки».

Я буду играть вместе с вами, читаю стихотворение, и мы все вместе выполняем действия:                                

 Мы -  веселые мартышки,

Мы играем громко слишком,

Мы в ладоши хлопаем,

Надуваем щечки,

И друг другу даже

Языки покажем.

Пальчик поднесем к виску,

Оттопырим ушки,

Хвостик на макушке.

Шире рот откроем,

Гримасы все состроим.

Как скажу я цифру 3 –

Все с гримасами замри!

 

Совенок: Какие очаровательные мартышки!

Библиотекарь: У нас есть книги, которые не выдаются на дом – это энциклопедии и словари. Это книги, которые могут понадобиться читателям в любой день. И хорошо, что они всегда в читальном зале.


Мальчик - Читай-ка:

Ребята я прочитаю вам стихотворение

 

В читальном зале тишина

Нам особенно нужна.

Уходите, разговоры, -

В вестибюли, в коридоры!

Не мешайте нам читать: -

Фантазировать, мечтать.

В тишине библиотечной

Каждый слышит голоса,

Речи птичьи, человечьи.

В каждой книге – чудеса!

И, конечно, тишина

Здесь особенно нужна.

 

Так что же такое читальный зал? (ответы учащихся)

 

Библиотекарь:

Книги - как люди: рождаются, живут, стареют. Как и люди, могут болеть. Мы все знаем, что любую болезнь легче предупредить, чем вылечить. И мы с вами должны книги и учебники: что? – БЕРЕЧЬ!

 

Давайте мы с вами запомним, что с книгами делать нельзя:

  • Нельзя книги перегибать
  • Нельзя загибать книжные страницы
  • Нельзя закладывать в книги карандаши и ручки. А как называется вещь, которой необходимо пользоваться при чтении книг?
  • Нельзя писать и рисовать в книгах
  • Нельзя читать книги во время еды

 

Чтобы стать настоящими читателями, надо знать правила пользования библиотекой. Как нужно вести себя в библиотеке? Почему?

 

Правила пользования библиотекой 

Правило №1.  В библиотеке надо вести себя тихо, т.к. шум мешает другим читателям.

Правило №2.  Книги надо возвращать вовремя, ведь их ждут другие читатели. В нашей библиотеке книгу можно взять на 10 дней.

Правило №3.  С библиотечными книгами надо обращаться чтобы их смогло прочесть как можно больше ребят.

Правило №4.  Библиотечные книги нельзя терять, иначе, в библиотеке не останется ни одной книги.

Правило №5.  Книги в библиотеке надо ставить точно на то  место, где их взяли. Иначе библиотекарь не сможет быстро найти книгу  для другого ученика.

 

Библиотекарь:

Наша экскурсия в Библиотеку подходит к концу! Теперь вы знаете правила пользования библиотекой.

 

Мальчик - Читай-ка:

Сегодня мы с вами много говорили о том, как надо и как не надо обращаться с книгами.


Совенок: Надеемся, вы все это хорошо запомните!

 

Библиотекарь:

А теперь вы сами попробуете найти книгу и почитать её в нашем читальном зале.

Вы все большие молодцы! До свидания ребята!

http://www.ikt.oblcit.ru/206/soboleva/p3aa1.html